Старейшее предприятие города – ОАО «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» в этом году отмечает свое 120-летие. Продолжаем рассказ о его истории...
Сегодня речь пойдет о периоде 1971 года и по 1992 год. Удивительное время, как для города, так и для всей страны. Достаточное поступательное развитие, которое почему-то в конце 80-х назвали «застоем» сменилось горбачевской «перестройкой». В итоге её в декабре 1991 года СССР как государство перестало существовать. Брестская «ликерка» в начале этого периода значительно модернизировалась, в разгар «борьбы с пьянством» едва не перестала существовать. Только отчаянные возражения коллектива, возглавляемые в то время Михаилом Терешко, позволили заводу сохранить свой профиль. Говоря о развитии города, стоит упомянуть, что с 1971 года по 1980 год выпуск промышленной продукции вырос более чем в два раза. Уже на введенных ранее предприятиях проводилась реконструкция и расширение производственных площадей. Создавались и новые предприятия. Так, на базе двух молочных заводов был создан Брестский молочный комбинат (ныне знаменитое ОАО «Савушкин продукт»), построены заводы «Цветотрон», «Брестмаш», предприятия по производству строительных материалов.
Значительные работы проводились и на Брестском ликеро-водочном заводе. Заметим, что практически весь этот период заводом руководил Михаил Иванович Терешко (с ноября 1972 года по ноябрь 1992 года). Он начинал свою работу на Верховичском (Каменецкий район) спиртзаводе, где прошел путь от технолога до начальника. Кстати, в 1972 году была предпринята попытка провести антиалкогольную кампанию – но она проводилась не столь бездарными методами, как во второй половине 80-х годов. Было принято решение и повышении цен – бутылка самой дешевой водки стала 3 рубля 62 копейки. На ЛВЗ вскоре прекратился выпуск «Водки 40» и водок крепостью 50 и 56 градусов. Зато появилась «Русская». Вскоре она стала самой популярной у покупателей (во многом благодаря тому, что в её производстве использовалась превосходная вода, добываемая из собственной артезианской скважины). Производилась и водка «Экстра», правда она стоила уже 4 рубля 12 копеек.
В 1976 году в отрасли прошла очередная реорганизация: в Минске и областях были созданы специализированные объединения. «Брестспиртпром» включал в себя Брестский ЛВЗ, шесть спиртовых и три крахмальных завода. Генеральным директором был назначен М. Терешко. Практически сразу было принято два инновационных решения. Поскольку в состав объединения вошли спиртовые заводы, то ректификацию спирта было решено проводить непосредственно на них, а не на головном ЛВЗ. Было также решено отказаться от выпуска производства плодово-ягодных вин.
А на месте бывшего винного цеха был создан экспортный. Для него было приобретено новейшее оборудование из Италии. Брестский ликеро-водочный завод уже имел репутацию производства, скрупулезно соблюдающего технологическую дисциплину. Более того, при изготовлении водок использовалась уникальная вода, добываемая в скважине глубиной несколько сот метров. Практически сразу после ввода экспортного участка стали поступать заказы от внешнеторгового объединения «Союзплодимпорт». Требования к экспортным поставкам (а они приносили стране значительные валютные поступления) были очень строгими. Брестчане освоили разлив водки в бутылку под «винт», наклеивались этикетки, которые печатались в Финляндии, даже упаковочные короба были импортными. Всем этим завод обеспечивали партнеры из «Союзплодиморта». Работа приносила вполне реальные доходы: середины 70-х годов и практически до конца 90-х завод ежедневно отправлял за границу по 1-2 вагонов своей продукции. Во второй половине 70-х Брестский ликеро-водочный завод освоил выпуск еще двух оригинальных водок – «Пшеничная» (40 градусов) и Сибирской» (45 градусов). На прилавках магазинов мгновенно расходились ликеры, бальзамы и настойки, в особенности «Рябина на коньяке», «Беловежская», «Зубровка».
Вплоть до середины 80-х годов завод постоянно наращивал объемы производства, расширял ассортимент продукции. Но затем наступила эпоха тотального дефицита. Дошло до того, что для приобретения спиртного на свадьбы или поминки необходимо было получать специальные талоны для отоваривания в нескольких «уполномоченных» для этого магазинах. Сегодня очевидно, что очередная антиалкогольная кампания, объявленная в 1985 году, принесла больше вреда, чем пользы. Пить если и стали меньше, то не намного. Но вырубались виноградники, закрывались специализированные предприятия. В 1987 году произошла очередная реорганизация – «Брестспиртпром» был ликвидирован, Брестский ЛВЗ стал подразделением (директор тот же М. Терешко) агропромышленного комбината «Западный Буг». Заводу предписывал снизить выпуск ликеро-водочных изделий с 1,5 миллионов дал (1986 год) до 300 тысяч дал.
Но местные власти пошли еще дальше – они предложили вообще перепрофилировать производство под выпуск безалкогольной продукции, леденцов, мармелада! К тому сокращалось число спиртзаводов. Только решительная позиция директора предприятия М.Терешко, не раз и не два доказывавшего в Минске всю пагубность решения, позволило сохранить специализацию и высокопрофессиональный коллектив. Удалось даже закупить новое оборудование для экспортного участка.
Правоту такого решения подтвердили первые международные награды престижных конкурсов. В 1989 году настойка «Зубровка» получила «Гран-при» на выставке в Кельне (Германия). Через два года коллективу завода была вручена «Золотая звезда» за качество продукции на выставке в Мадриде (Испания).
… А затем наступил декабрь 1991 и развал СССР. Появилось суверенной государство Республика Беларусь, начались изменения во всех сферах жизни граждан новой страны. Эти изменения, естественно, затронули и судьбу Брестского ликеро-водочного завода. Но это уже другая история.